Транспортная инфраструктура РД: оценка и перспективы развития

09ноября

9 ноября 2019 год в Научно-исследовательском институте управления, экономики, политики и социологии ДГУНХ прошёл научный семинар «Транспортная инфраструктура РД: оценка и перспективы развития», на котором с докладом выступил – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии ДГУНХ Тагиров Шамиль.

Докладчик отметил, что в рыночных условиях реакцией региональной системы управления на ограниченность ресурсов является выделение приоритетов в финансировании экономического развития отдельных элементов социально-экономической системы. Выделение приоритетов в развитии любой системы становится наиболее актуальным при разработке стратегий ее развития. Для Республики Дагестан наиболее значимым элементом транспортной инфраструктуры является дорожно-инфраструктурный комплекс. С учетом природно-ландшафтных условий в республике наибольшее развитие получил именно автомобильный транспорт и, соответственно дорожно-инфраструктурный комплекс. Особенно важную роль он играет в развитии горных районов Дагестана.

Все автомобильные дороги в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии и способны пропускать существующие транспортные потоки. Но при этом дельный вес автодорог с твердым и усовершенствованным покрытием в РД имеет отрицательную динамику с 2013 по 2017 снижение на 4,3% и на 1,2% соответственно. У других республик по СКФО такого не наблюдается. Анализируя показатели структуры территориальных дорог общего пользования РД обслуживаемые ГКУ Дагавтодор, прослеживается наличие высокой доли грунтовых и гравийных дорог, они в основном местные и межмуниципальные и эта одна из масштабных проблем регионального значения, так как такие дороги не обеспечивают развитие сел, райцентров, а в некоторых районах вообще нет и даже таких дорог, соответственно вести речь о развитии горных территорий вообще не приходится. В продолжении вопроса о состоянии региональных автодорог следует отметить то, что дороги местного значения не соответствует нормативным требованиям, по региональным дорогам картина более оптимистичная, наблюдается тенденция роста доли дорог, но к сожалению, она не значительна.

«Основные показатели транспортной деятельности по субъектам РФ в 2017 году, РД имеет в общем не плохие показатели по СКФО эта перевозка грузов и пассажиров автотранспортном, а также автобусами. Потенциал ж/д транспорта необоснованно находится вне поля стратегического развития транспортной инфраструктуры РД. Динамика роста по перевозке пассажиров и отправке грузов в РД по показатели в среднем находятся в пределах 15%, в целом по СКФО республика находится на 2 месте после СК, хотя транзитный потенциал и инфраструктурные возможности позволяют получить более высокий прирост тем не менее этого не наблюдается», - отметил Шамиль Тагиров.

В качестве выводов докладчик обозначил:

  1. Транспортная инфраструктура РД, имея достаточно высокий потенциал развития, используется, региональными и федеральными органами власти не в полной мере, наблюдается очевидная диспропорция уровня состояния, в частности дорог, между федеральными, региональными и местными, и с точки зрения организации локальных эколого-экономических систем вокруг инфраструктурных объектов.
  2. За последние годы, прирост инфраструктурных объектов в РД носит перманентный характер, это связано из-за отсутствия внутриотраслевой конкуренции и ориентацией на федеральное бюджетное финансирование. Очевидно, отсутствие практики внедрения принципов государственно-частного партнёрства, приводит к росту влияния монополистов в транспортной отрасли.
  3. По основным показателям транспортной деятельности РД находится на лидирующих позициях по СКФО, однако наблюдаются серьезные проблемы с регулировкой тарифов, системой учета транспортных средств, отсутствием механизмов интеграции различных видов транспорта в общую транспортно-логистическую систему.
  4. Реализуя Федеральные и национальные проекты транспортной отрасли РД, наблюдается проблемы с собираемостью налогов в бюджеты различных уровней, очевиден парадокс, при таком уровне финансирования транспортной инфраструктуры РД, налоговая составляющая должна была быть на очень высоком уровне, но по факту, собираемость налогов из года в год, хотя имеет незначительный прирост, находится на низком уровне.
  5. Рассматривая инвестиционную составляющую региональной экономики и транспортной инфраструктуры РД в частности, очевидно, что по данным Росстата Дагестан относится к регионам с низкой инвестиционной активностью, всего 37%. Следует отметить объективные причины влияющие на положение отрасли, это и сложный механизм получения кредитов, и высокий процент коммерческого кредита (кредитные риски по РД оцениваются банковской сферой одними из самых высоких), и высокий уровень инфляции, и отсутствие должной поддержки со стороны региональных властей и т.д.

В ходе обсуждения выступили доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Магомед Абидов, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Шарип Шарипов, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Людмила Борисова, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Везирхан Гираев, доктор экономических наук, профессор, директор НИИ УЭПС ДГУНХ Салихбек Абдулманапов. 

По результатам обсуждения были выработаны рекомендации для органов исполнительной власти.