Трансформация транспортно-логистической системы и адаптация к новым вызовам
03 декабря 2022 года в Научно-исследовательском институте управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства состоялся научный семинар на тему «Трансформация транспортно-логистической системы и адаптация к новым вызовам», на котором с докладом выступил кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Шамиль Тагиров.
Выбор темы исследования докладчиком был обоснован необходимостью рассмотрения вопросов и выявления проблемных направлений, а также анализ факторов, сдерживающих развитие транспортной системы РФ и определение путей адаптации в период санкций и ограничений.
Докладчиком были представлены аналитические материалы, указывающие на разнонаправленную динамику по видам транспорта, связанную с влиянием объективных факторов таких как пандемия covid 19, крымские санкции и так далее. Динамика пассажирооборота транспорта общего пользования снижается в 2020 году на 46%, а в 2021 году увеличилась на 41%. Если обратить внимание на виды транспорта, то здесь очевидная положительная динамика воздушного транспорта 58,5%, автомобильного – 10% и железнодорожного – 32,6%. Анализ показателей объёма коммерческих перевозок выявляет тенденцию роста в целом по году на 102,5% в 2021 году к 2020 году. Коммерческие перевозки имеют также значения положительного роста на 36,7 млн.тонн по автомобильному транспорту и 39,5 млн.тонн по железнодорожному.
В докладе констатировалось, что направления выхода из кризиса могут быть обозначены через определение наиболее перспективных видов транспорта, способных адаптироваться в новых реалиях с наименьшими затратами. Исследования, представленные в докладе, показывают, что по характеристикам величины затрат на адаптацию и масштабов имеющих мощностей можно определить необходимость развития в первую очередь автомобильного транспорта, с дорожной инфраструктурой, железнодорожного, хотя имеются ограничения по путепроводам и воздушного.
Россия имеет торговые отношения с дружественными странами и соответственно возникает необходимость укрепления связей, а также наращивание сферы транспортных услуг.
Объем внешней торговли транспортными услугами (по методологии платежного баланса) в отраслях транспортного комплекса за январь-сентябрь 2020-2021 годов определяет уровень задействованной видов транспорта по услугам, прослеживается рост по всем видам транспорта в целом на 13,1% за 9 месяцев 2021г. к тому же периоду 2020года. Наблюдается спад только по трубопроводному транспорту, санкционные ограничения наложили ограничения на трубопроводах. Оценивая экспорт и импорт наблюдаем преобладание импорта над экспортом на 24,9 %, связь с недружественными действиями очевидная. Структура экспорта и импорта дает оценку состояния рынка транспортных услуг в определенной динамике. Преобладание одного над другим показывает возможности рынка её трансформацию и адаптацию под меняющиеся конкурентные условия. Объективности ради надо сказать, что политическая составляющая при оценке данного случая имеет решающий фактор. Нельзя чисто рыночными подходами давать оценку структуры рынка, но тем не менее рыночные связи в различных ситуация имеют тенденцию адаптивности.
Докладчик отметил особо важный вопрос связанный с воздушным транспортом, в отрасли 1101 пассажирских воздушных судов позволяет авиакомпаниям удовлетворять потребности пассажиропотока в данный период времени, но учитывая наличие судов с большим эксплуатационным возрастом таких как Boing 737-800, 767-200, возраст которых составляет 20 и более лет и Airbas A 319, 321/320 – 11-17 лет, в ближайшей перспективе потребуется обновление судов. Отдельный вопрос запчастей и технического обслуживания. Санкции не позволяют приобретать комплектующие непосредственно у производителей, параллельный импорт по этим изделиям тоже затруднен, поэтому надо своевременно обновляться. Самый дешевый зарубежный самолет 77,4 млн.долларов, в рублёвом эквиваленте по курсу 5,031млрд.рублей, огромная сумма. Лизинг, как оптимальная форма приобретения не доступна из-за санкций. Отечественный аналог Superjet 100 гораздо дешевле 36,0 млн.долларов, но уступает по характеристикам эксплуатации, производство таких судов еще не налажено в нужных объёмах. Производство судов МС вообще не начато.
Перспективы развития транспортной системы РФ должны быть определены в рамках имеющихся возможностей. На протяжении многих лет с той или иной периодичностью многие страны, граничащие с Россией, пытаются создать общую взаимовыгодную транспортную сеть. Наиболее перспективной является транспортный коридор «Север-Юг». Этот коридор практически пронизывает РФ с севера на юг. Он имеет стратегическое значение для страны, особенно в нынешних реалиях. Все заинтересованные стороны имеют дружеские партнёрские отношения с РФ, поэтому актуальность проекта многократно возрастает. Мы наблюдаем компоновку разных трактовок коридора это и Российский вариант, Иранский и Китайский, они все имеют общую основу и дают возможность перспективного развития всех стран, расширяя транзитные маршруты и формируя новые кластеры вдоль всей протяженности. Как мы видим по завершении реализации данного международного проекта к 2030 году увеличатся потенциал грузовых, контейнерных перевозок, значительно сократится срок доставки грузов в 2 и более раз и соответственного экологические преимущества тоже очевидны. Уменьшение выбросов парниковых газов на 25%. Также имеются альтернативные или интегрированные транспортные коридоры такие как Европа – Китай, транзитные коридоры Узбекистана, Великий шёлковый путь. Все это проекты достаточно серьезным образов повлияют на грузооборот многих корпораций, свяжет континенты единой транспортной сетью, позволит значительно повысить конкурентоспособность товаров и услуг, за счёт снижения себестоимости и сроков доставки. Коридор «Европа – Китай» имеет протяженность 8445км и проходит, в основном, через 3 страны Россию, Казахстан и Китай, по территории которой, протяженность составит 3425км, соответственно заинтересованность этой страны более очевидна.
Докладчик отметил, что грузооборота с западными странами практически нет, по крайней мере официально, многие товары, сырье и финансы арестованы или заморожены. Нарушены, годами наработанные, технологические и логистические цепочки. Такая ситуация не могла не сказаться на экономике РФ, а более всего пострадал транспортно-логистический комплекс. Темпы роста ВРП и ВПП снижаются, следовательно это сказывается на грузообороте, товарообороте и перевозочном процессе. Следовательно, необходимо сконцентрировать внимание на имеющихся возможностях и преимуществах России.
Докладчиком были представлены рекомендации органам государственной исполнительной власти, направленные, в первую очередь, на развитие транспортно-логистической системы для адаптации в санкционных условиях.
1. Реформировать систему стандартизации и нормативной базы дорожного строительства;
2. Создать условия для скорейшей реализации международного проекта транспортный коридор Север-Юг;
3. Разработать дорожную карту решения проблем по воздушным судам (запасные части, замена устаревших воздушных судов, восстановление утраченных технологических цепочек и связей в гражданском авиастроении);
4. В ближайшей перспективе возникнет необходимость реформировать участников транспортного рынка, слабые должны переориентировать свою деятельность под современные реалии (применение современных технологий связи и коммуникаций, диспетчирование, инновационные технологии, сборные грузы, автоматизация процессов и т.д.);
5. Кибербезопасность на транспорте;
6. Переориентация на внутреннюю транспортировку, использование ж/д инфраструктуры (мультимодальные перевозки);
7. Подготовка кризис-менеджеров и ИТ- специалистов транспортников, компетентность и эффективность в условиях мобилизационной экономики;
8. Задействовать в полной мере потенциал водного транспорта, расширение возможностей портового и причального комплексов.
В обсуждении доклада приняли участие: директор НИИ УЭПС ДГУНХ, доктор экономических наук, профессор Салихбек Абдулманапов; доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Магомед Абидов; доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Шахмардан Мудуев; кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Низами Аскеров; кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Руслан Маммаев.