Система образования в Республике Дагестан: состояние и перспективы развития

24сентября

24 сентября 2021 года на очередном заседании НИИ «Управление, экономика, политика и социология» с докладом «Система образования в Республике Дагестан: состояние и перспективы развития» выступил профессор кафедры «Маркетинг и коммерция», д.э.н., профессор Абидов Магомед Хабибович. В своем докладе он обозначил основные проблемные позиции развития образования в республике и принимаемые меры по их решению.

Отметил, что основной задачей управления системой образования в республике является достижение стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, определенной в Указе Президента Российской Федерации Путина В.В. от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Для повышения качества образования и эффективности региональной и муниципальной системы управления образованием, достижения позитивной динамики показателей мотивирующего мониторинга Главой Республики Дагестан на заседании Совета по науке и образованию 26 марта 2021 г. было дано поручение разработать Концепцию развития образования, синхронизированную со стратегическими документами Российской Федерации в сфере образования и с разработанной стратегией социально-экономического развития РД на период до 2030 года. В настоящее время она утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2022 г. № 146 «Об утверждении Концепции развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года».

Кроме того, в целях популяризации развития образования, повышения качества образования в регионе указом Главы Республики Дагестан 2022 год объявлен Годом образования.

В настоящее время система образования Республики Дагестан характеризуется высокой степенью износа инфраструктуры, перегруженностью существующих мощностей, недостаточным количеством образовательных организаций, проблемами, существенно влияющими на качество образовательного процесса.

Вместе с тем развитие этой системы носит динамичный характер и нацелено на создание равных условий для получения нашими детьми качественного образования, достижение целей и решение задач, направленных на внедрение на всех уровнях образования новых методов воспитания и обучения, образовательных технологий, а также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, условий для их самореализации.

На эти цели направлены мероприятия шести региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта «Образование». Создание современных условий в образовательных организациях, строительство новых зданий школ и детских садов, модернизация образовательной среды для воспитания и учебы требуют серьезных организационных и финансовых решений.

В обсуждении доклада приняли участие: доктор экономических наук, профессор, директор НИИ УЭПС ДГУНХ Салихбек Абдулманапов; кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Везирхан Гираев; доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Шахмардан Мудуев; кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Низами Аскеров; кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Руслан Маммаев; к.э.н., доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Шамиль Тагиров и др.