Система образования в Республике Дагестан: состояние и перспективы развития

04сентября

4 сентября 2021 года на очередном заседании НИИ «Управление, экономика, политика и социология» с докладом «Система образования в Республике Дагестан: состояние и перспективы развития» выступил ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ, д.э.н., профессор Магомед Абидов. Он акцентировал внимание на необходимость приоритезации основных направлений развития образования в республике с учетом сохраняющейся сложной эпидемиологической ситуации в республике.

Отметил, что педагогическому сообществу пришлось в кратчайшие сроки кардинально изменить свою профессиональную деятельность в условиях жестких и непрогнозируемых вызовов, связанных с распространением короновирусной инфекции. В этих условиях российская система образования столкнулась с экономическими и социальными вызовами. Общее образование меняет содержание, а дошкольное становится частью начального общего; вводится профессиональный стандарт педагога; создается национальная система учительского роста, регламентирована и систематизирована воспитательная работа на всех уровнях образования. Содержательные перемены повлекли за собой институциональные, управленческие и экономические изменения.

В настоящее время требуется значительно более тонкая настройка реформ, которые должны быть осуществлены уже сейчас, закладывая потенциал развития системы образования до 2030 года.

Основным требованием к реформам должна стать их жизнеспособность, снижение рисков негативных последствий, поскольку изменения в системе образования затрагивают интересы всех слоев нашего общества.

В условиях устоявшейся демографической тенденции республики, связанной с естественным приростом населения, перед республикой стоит задача обеспечения доступности дошкольного образования, повышения качества предоставления образовательных услуг в этой сфере, а также скрупулезному подходу к системе воспитания самой младшей категории граждан нашей республики.

В этой связи в первую очередь вызывает серьезную озабоченность условия, в которых функционируют образовательные организации: высокая степень износа зданий и инфраструктуры, перегруженность, слабое материально-техническое обеспечение.  По прежнему актуален вопрос низкого охвата детей дошкольным образованием.

Для решения обозначенных выше проблем в республике реализуются национальные проекты «Образование» и «Демография», государственная программа Республики Дагестан «Развитие образования в Республике Дагестан», а также Республиканская инвестиционная программа.

На реализацию мероприятий в сфере образования только за последние два года привлечено из федерального бюджета более 16,3 млрд рублей, из них 15,6 млрд рублей – на строительство 57 детских садов и 22 школ.

Следует отметить, что в рамках федеральных и республиканских программ до 2023 года на территории республики запланировано строительство 82 школ на 29 438 мест, 84 детских садов на 11 857 мест.

Из них до конца 2021 года планируется ввести в эксплуатацию 44 школы на 17 263 ученических места и 70 детских садов на 10199 мест, в том числе уже 1 сентября текущего года планируется открыть 20 объектов образования, из них 13 детских садов на 1289 мест и 7 школ на 2440 ученических мест.

Строительство новых зданий для дошкольных и общеобразовательных организаций позволит увеличить количество детей, охваченных дошкольным образованием, частично ликвидировать трехсменный режим обучения в общеобразовательных организациях республики, улучшить условия обучения для учащихся из аварийных и с высоким уровнем износа школ.

В этих условиях в целях повышения качества образования в республике Министерству образования и науки Республики Дагестан в первую очередь необходимо:

- организовать  внедрение рабочих программ воспитания  в общеобразовательных организациях на основе Примерной программы воспитания, одобренной на заседании Федерального учебно-методического объединения и внесенной в Реестр примерных основных общеобразовательных программ с 1 сентября 2021 года;

- разработать критерии и индикаторы оценки результативности и эффективности воспитательной работы в образовательной организации;

создать современную школьную инфраструктуру, основой которой будет целевая модель цифровой образовательной среды, которую необходимо внедрить до конца 2022 года в 247 общеобразовательных организациях и 10 организациях среднего профессионального образования в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда»;

- усилить работу по увеличению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием с занесением данных детей в информационную систему «Навигатор дополнительного образования детей Республики Дагестан» до 78% во всех образовательных организациях;

- создать центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста» на базе 170 общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах;

- повысить уровень функциональной грамотности учащихся для достижения показателей в рамках реализации проекта по вхождению Российской Федерации в десятку лучших стран мира по качеству практикоориентированного образования;

- разработать единую, прозрачную систему поощрения педагогических кадров за достижения в профессиональной деятельности посредством материального и нематериального стимулирования на региональном и муниципальном уровнях.

По итогам выступления участники совещания приступили к обсуждению доклада.

Тема семинара вызвала большой интерес у присутствующих. В обсуждении приняли участие доктор экономических наук, профессор, директор НИИ УЭПС ДГУНХ Салихбек Абдулманапов, кандидат экономических наук, профессор, старший научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Руслан Маммаев, доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Шахмардан Мудуев и другие.