Организационно-экономический механизм реорганизации образования в период пандемии

21октября

21 октября 2020 года в 10:30 в конференц-зале в рамках реализации плана Научно-исследовательского института управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, состоялся научный семинар «Организационно-экономический механизм реорганизации образования в период пандемии», на котором с докладом выступила доктор экономических наук, профессор, академик, главный научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Гамид Бучаев.

Докладчик отметил, что «… вирус задел всю нашу жизнь. Особенно тяжело было социальной сфере, особенно здравоохранению и образованию, для которых переход на дистант был тяжелейшим испытанием. Не всем вузам удалось сразу перевести в онлайн свои учебные планы. К сентябрю 2020 г. стало очевидно, что полностью программу высшего образования перевести в онлайн невозможно, так как 60% преподавателей вузов до пандемии никогда не проводили занятия в дистанционном формате».

Пандемия заставит нас изменить многие формы работы – отметил Гамид Бучаев. Видимо, в перспективе нам всем придется совмещать обычные занятия в аудиториях с дистанционным образованием. Но мы должны понимать, что никогда цифровое образование не заменит обычные занятия, особенно в воспитательном процессе. Многие годы поднимаются вопросы о необходимости снижения бумажной отчетности в образовании, но с каждым готом эта нагрузка увеличивается. Пандемия показала, что уже надо не только уменьшить бумажную отчетность, а вообще заметно уменьшить и цифровую отчетность.

Вирус нам показал, что без учителя не будет в будущем специалиста, в связи с чем, в настоящее время следует особое внимание уделять подготовке школьных учителей, обеспечению их непрерывного повышения квалификации. Необходимо срочно обеспечить все образовательные учреждения республики устойчивым скоростным интернетом. Так же требует пристального внимания в подготовке научных кадров, особенно через бюджетную аспирантуру, обеспечив их качественный отбор при поступлении и достойной стипендией (не менее 20-30 тыс. руб. в месяц).

Выступающий акцентировал внимание на том, что нет других механизмов для улучшения системы подготовки педагогов, чем повышение оплаты труда учителей и престижа их труда. Уменьшение доли молодежи среди педагогов, старение учительских кадров – это серьезная проблема. Учителей следует готовить по целевому, чтобы после окончания педагогического вуза выпускники поехали на работу в свои районы, малые города. В этих же селах лучше, если студенты-педагоги пройдут практику, будучи зачисленными на работу в период практики с оплатой труда.

Для обеспечения высокого качества образования через дистанционную систему образования необходимо наличие технический условий всех участников образовательного процесса. Было бы хорошо, если бы Правительство РФ оказывало финансовую помощь нуждающейся категории преподавателей и обучающихся для приобретения компьютерной техники. Также считаю необходимым сформировать сети постоянно-действующих центров по переподготовке и повышению квалификации учителей и преподавателей дистанционному обучению в форме мастер-классов, семинаров, вебинаров, консультаций и т.д.

В обсуждении доклада приняли участие деканы факультетов ДГУНХ, заведующие кафедрами, директора НИИ и заинтересованные профессора университета. Выступавшими была отмечена высокая актуальность рассматриваемых вопросов, сложность и многогранность проблем обеспечения функционирования системы образования в период пандемии, практическую значимость рекомендаций и предложений докладчика для обеспечения образовательного процесса в ближайшие годы.

По результатам обсуждения было принято решение направить материал доклада в заинтересованные органы исполнительной власти Республики Дагестан.