Научный семинар

20декабря

20 декабря 2020 года в рамках реализации плана Научно-исследовательского института управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, состоялся научный семинар «Цифровизация образования: социально-правовые риски», на котором с докладом выступила кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ УЭПС ДГУНХ Айша Гаджиева.

В докладе было отмечено, что в условиях четвертой технологической революции цифровые технологии и цифровые информационные системы активно внедряются и в образовательный процесс. Особенно остро этот вопрос встал в связи с событиями весной 2020 г. и вынужденным переходом всех образовательных учреждений в онлайн. Анализируя понятийный фонд онлайн образования, автор отметила, что наиболее корректным термином является «дистанционная форма образования», так как он в полной мере соответствует нормам Конституции. Отмечая преимущества дистанционной формы образования, она также отметила и его недостатки. В исследовании был представлен развернутый анализ результатов временного онлайн-обучения в различных вузах России. Дана оценка отношению студентов и преподавателей к данному виду образования, трудностям с которыми они столкнулись в процессе онлайн обучения. Особенный акцент автор сделала на возможный рост коррупции в системе образования, в связи с его цифровизацией и уходом онлайн, так как обезличенные взаимоотношения «преподаватель-студент», в известной мере, влияют на психологию преподавателя, оценка проставляется без учета чувства «сопереживания» за обучающегося, издержки виртуального пространства нивелируют возможности задавать наводящие вопросы и т.д. Эти обстоятельства вынудят студентов обращаться к незаконным приемам и средствам во время итогового контроля.

Докладчик отметил, что современное общество не готово к сплошным переходам на дистанционную форму образования, и оно может применяться только в дополнение к традиционному классическому образованию. Однако, при этом стремительное развитие цифровых технологий и цифровизация пространства рано или поздно неизбежно поставят вопрос о переходе на дистанционную форму образования. Поэтому сегодня надо подумать о том, чтобы подготовить школьников к дистанционной форме образования, то есть сформировать стартовый потенциал дистанционной формы образования. В этом направлении в системе среднего образования необходимы коренные реформы.

Докладчиком был проведен анализ состояния использования дистанционной формы образования и выявлены её проблемы и перспективы развития, а также рекомендованы пути преодоления недостатков дистанционной формы образования.

В обсуждении доклада приняли участие директор НИИ УЭПС ДГУНХ, доктор экономических наук, профессор, Салихбек Абдулманапов, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Визирхан Гераев, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Низами Аскеров, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Людмила Борисова, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ УЭПС Хадижат Хаджалова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Руслан Мамаев, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Пирмагомед Абдулманапов, кандидат филологических наук, доцент, научный сотрудник НИИ УЭПС Зайнаб Таджибова, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник НИИ УЭПС Магомед Магомедов.