Анализ современного состояния и развития человеческого потенциала СКФО

30ноября

30 ноября в НИИ УЭПС ДГУНХ состоялся научный семинар «Анализ современного состояния и развития человеческого потенциала СКФО», на котором с докладом выступала д.э.н. Хаджалова Хадижат Магомедовна.

Докладчик отметила, что в настоящее время категория человеческий потенциал прочно вошла в научный оборот. Появление данной категории ознаменован отходу от человекоутилизирующей теории, рассматривающей человека как производственный ресурс, к альтернативной ей – человекоразвивающей теории – ставящий человека в центр воспроизводственного процесса, при котором расширяются возможности самореализации, обогащается содержание труда, а само производство продуцирует человеческое развитие.

Задача исследования состояла в проведении сравнительного межрегионального анализа качества человеческого потенциала населения. При оценке человеческого потенциала автор исходил из четырех основных характеристик: образования, здоровья, демографии и культуры. Базовые компоненты этих характеристик были подвергнуты процедуре операционализации, т.е. переводу в статистические показатели.

Докладчиком отмечено, что за период 2010-2017 гг. качество человеческого потенциала в субъектах СКФО, как и в целом по РФ, улучшилось. Большинство республик имеют высокие показатели человеческого потенциала и темпы прироста. Высокие показатели объясняются высокой рождаемостью и продолжительность жизни, а также национальными и культурными традициями жителей округа.

В большинстве субъектов актуальными остаются вопросы образования, проблемы высокой миграции и культурной составляющей человеческого потенциала.

Тема семинара вызвала профессиональный интерес у присутствующих. В ходе обсуждения выступили: д.э.н. проф. Абидов М. Х., д.э.н. проф. Шарипов Ш.И., к.э.н. Аскеров Н.С., к.э.н. Гираев В.К., к.э.н. Маммаев Р.А.. Выступившими отмечена актуальность рассматриваемой темы. Отмечено, что исследование носит субъективную авторскую оценку к рассматриваемой проблеме, но в тоже время аргументирована, логически обоснована, что придает исследованию практическую и теоретическую ценность.