Рекомендации по результатам круглого стола «Тарифы на общественном транспорте: основные проблемы и пути решения»

Рекомендации

Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства по результатам круглого стола «Тарифы на общественном транспорте: основные проблемы и пути решения», проведённого 9 февраля 2019 года

 

В связи со сложившейся ситуации в сфере проезда на общественном транспорте МО «Город Махачкала», связанной с повышением оплаты проезда на маршрутных такси, в НИИ УЭПС провели анализ ситуации и расчёт обоснованной стоимости проезда по нерегулируемым тарифам. Организация перевозок маршрутными такси по регулярным рейсам осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 220 от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении и изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (редакция, действующая с 28 июня 2018 года)».

В результате обсуждения доклада и выступлений участники круглого стола выработали следующие рекомендации:

1. В Муниципальном образовании «Город Махачкала» пассажироперевозки по нерегулируемым тарифам осуществляют 8 транспортных компаний по 61-му маршруту 2351 единицами техники. В целях определения обоснованности требования по повышению стоимости проезда на маршрутных такси со стороны транспортных компаний был проведен расчёт себестоимости перевозок по «Методическим рекомендациям по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования» (утверждены Распоряжением Министерства транспорта РФ от 18 апреля 2013 г. №НА-37-р). В расчет включаются: расходы на оплату труда водителей и кондукторов; отчисления на социальные нужды от величины расходов на оплату труда водителей и кондукторов; расходы на топливо для маршрутных автобусов; расходы на смазочные и прочие эксплуатационных материалов для маршрутных автобусов; расходы на износ и ремонт шин маршрутных автобусов; расходы на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт маршрутных автобусов; амортизация маршрутных автобусов; величина прочих расходов по обычным видам деятельности в сумме с косвенными расходами. За основу взят средний уровень заработной платы 24314 руб, уровень рентабельности транспортных компаний в размере 35% и проведены расчёты по всем компонентам. Тариф на одного пассажира составил 11,18руб. В связи с чем, считаем требования об увеличении стоимости проезда не обоснованными (расчёты прилагаются).

2. Периодически возникающие проблемы по себестоимости проезда, во многом связаны с наличием высокой теневой составляющей в распределении доходов от работы транспортных компаний. В частности различные сборы и поборы, не учитываемые официальной методикой (стоимость путевых листов, передача в аренду маршрута третьим лицам и т.д.). В связи с чем, считаем необходимым обеспечить исполнение ФЗ №220, статья 17 пункт 3 (карта муниципального маршрута регулярных перевозок, … выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту) и установить требования к юридическим лицам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, предполагаемые по статье 17, пункт 4. Это позволит снизить теневую компоненту в данном секторе экономики и обеспечит объективный учет всех транспортных средств, находящихся на каждом маршруте.

3. Обеспечить разработку прозрачного механизма согласования нерегулируемых тарифов по маршрутам и доведение до транспортных компаний процедуры прекращения или приостановление действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, в случае чрезмерного завышения стоимости проезда и возникновения обстоятельств, приведенных в статье 29 ФЗ №220.

4. Обеспечить в МО «Город Махачкала» прозрачную процедуру предоставления муниципальных маршрутов в аренду транспортным компаниям на основе аукциона.

5. Обеспечить Администрации МО «Город Махачкала» по ключевым маршрутам альтернативу маршрутным такси (нерегулируемые тарифы) автобусами и троллейбусами (регулируемые тарифы). Кроме того, целесообразно провести обследование пассажиропотоков и пересмотреть муниципальную карту регулярных маршрутных перевозок.

6. В связи с высокой теневой компонентой в данной сфере деятельности, считаем необходимым проверить обоснованность нахождения некоторых компаний в упрощенной системе налогообложения (предварительные расчёты показывают, что численность работающих превышает 100человек).

7. Администрации МО «Город Махачкала» обеспечить оборудование остановок по современным стандартам и требованиям.