Рекомендации круглого стола «Экономический рост: тенденции и перспективы структурной модернизации»
РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола
«Экономический рост: тенденции и перспективы структурной модернизации»
В НИИ УЭПС Дагестанского государственного университета народного хозяйства состоялся круглый стол на тему «Экономический рост: тенденции и перспективы структурной модернизации» с участием представителей ДГУНХ, ДГУ, ДагГАУ, ФАНЦ и экспертного сообщества.
Актуальность выноса на обсуждение проблемы экономического роста вызвано как, проходящим в республике широким обсуждением стратегических приоритетов развития Дагестана, так и началом реализации широкомасштабной программы мер по социально-экономическому развитию страны в рамках майского Указа Президента России.
Как отметили участники круглого стола, в Дагестане сложилась устойчивая динамика основных индикаторов социально-экономического развития.
Так, на протяжении продолжительного времени демонстрирует устойчивые среднегодовые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Дагестана за период 2000-2016 г. составили 109,6%, при 103,9% по стране в целом, что выводит наш регион в лидеры российского рейтинга. У расположенной на втором месте рейтинга Белгородской области этот индекс составил 106,8%. Аналогичная динамика отмечается и в других основных отраслях региональной экономики. В частности, за этот же период среднегодовые темпы роста в промышленности Дагестана составили 109,7%, при 103,1% по России в целом.
В одной из главных отраслей дагестанской экономики – аграрном секторе – также наблюдается рост производства большинства видов сельхозпродукции, в результате чего объем продукции сельского хозяйства в 2017 году к базовому 1991 году составил более 224,7%. При этом, всего 24 субъекта России восстановили уровень аграрного производства 1990 года, среди которых Белгородская область лидирует с индексом 292%, при 102,6% по России в целом.
Исследования также показали, что республика лидирует в стране по темпам роста инвестиций в основной капитал – среднегодовые темпы роста объема инвестиций составили в Дагестане за 2000-2016 годы 115,6% при 105,4% по стране.
Однако, опережающие темпы экономического роста не сопровождаются соответствующими структурными изменениями и повышением уровня технологичности отраслей, что вызывают вопросы относительно их обоснованности.
К примеру, удельный вес промышленности в структуре ВРП снизился с 13,1% в 2004 году до 7,6% в 2016 году, что является вторым наибольшим снижением после Калмыкии среди субъектов страны. В итоге, в 2016 году Дагестан вместе с Калмыкией и Чеченской Республикой входит в тройку субъектов с наименьшим удельным весом промышленности в структуре ВРП.
Исследования показатели, что высокие темпы аграрного развития республики обеспечены за счет хозяйств населения, объемы производства в которых измеряются выборочным методом. К примеру, в 2018 году к 1990 году объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения республики в сопоставимой оценке выросло в 3,5 раза, тогда как по России в целом всего на 10,6%!
Низкие темпы технологической модернизации обусловлены слабой инвестиционной деятельностью в отраслях экономики, медленными темпами создания современных производств. Происходит нарастание технологического отставания, что существенно ухудшает конкурентные позиции региональной экономики.
Важнейший источник инвестиционных вливаний – банковский кредит – пока еще остается недоступным для большинства хозяйствующих субъектов, в то время как многие регионы страны именно за счет привлечения кредитных ресурсов активно занимаются модернизацией отраслей экономики. В частности, в 2017 году было привлечено на развитие АПК республики всего 46 млн рублей банковских кредитов, тогда как в Ставропольском крае более 57 млрд рублей, притом, что объем продукции сельского хозяйства в этом регионе больше объема агропродукции Дагестана всего на 56%.
Нельзя не сказать, что значительная часть представителей бизнеса все еще остается в тени.
В целях стимулирования структурно-технологической модернизации экономики Дагестана и повышения качества экономического роста участники круглого стола р е к о м е н д у ю т:
Министерству экономики и территориального развития РД (свод), Министерству сельского хозяйства и продовольствия РД, Агентству по предпринимательству и инвестициям РД, Территориальному органу Росстата по РД с участием заинтересованных органов исполнительной власти:
– провести комплексный анализ объективности статистического измерения отдельных показателей социально-экономического развития региона с принятием мер по их упорядочению;
– с учетом положений Стратегии пространственного развития России до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №207-р от 13 февраля 2019 г. составить для каждого муниципального района (города), адаптированные к условиям территории, оптимальные виды экономической деятельности с разработкой механизмов стимулирования их развития;
– в рамках участия в реализации 12-ти Нацпроектов необходимо с участием экспертного сообщества разработать соответствующие региональные компоненты с обеспечением необходимого сопровождения и прозрачного контроля за их выполнением;
– разработать среднесрочные инвестиционные карты по каждой подотрасли экономики с учетом потенциала территорий, региональных балансов производства и потребления продукции, развития рыночной инфраструктуры и других факторов;
– организовать ежегодное утверждение по каждому ведомству перечня предлагаемых к реализации на текущий год инвестиционных проектов, прошедших соответствующую предпроектную проработку (или продолжаемых) с указанием ожидаемых видов и объемов господдержки, в том числе и в части формирования объектов инфраструктуры, а также основных индикаторов по ним и размещать в сети Интернет.
– учитывая, что базовым фактором структурой перестройки и модернизации экономики выступает расширение объема инвестиций, целесообразно переориентировать деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления на организацию конкретной работы с потенциальными инвесторами. В рамках этой работы, оценку эффективности деятельности органов власти вместо индексов роста отдельных показателей, формируемых в неформальных секторах экономики, осуществлять по числу и качеству реализованных инвестиционных проектов в отраслях экономики, способствующих созданию технологичных производств;
– принимая во внимание, что ряд инвестиционных проектов, осуществляемых с бюджетным финансированием не имеют перспектив выхода на траекторию эффективного завершения, в том числе из-за просчетов при принятии решений об их целесообразности, необходимо сформировать работающий регламент всестороннего обсуждения подобных проектных инициатив с экспертным участием с последующим их научно-инновационным сопровождением;
– за счет повышения эффективного использования средств господдержки обеспечить создание в каждой подотрасли маячных (образцовых) хозяйствующих структур с последующей организацией обучения инновационным технологиям на примере этих хозяйств;
– целесообразно организовать изучение опыта реализации программ технологической модернизации отдельных отраслей в регионах со схожими с республикой условиями с последующим составлением обоснованных дорожных карт выстраивания такой работы в республике;
– сформировать систему тиражирования положительного опыта и практических примеров эффективной деятельности хозяйствующих субъектов в том числе посредством размещения на информационных ресурсах и освещения в СМИ.
– принять соответствующие меры по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров с привязкой к реальным запросам производства, в том числе в части расширения практической составляющей в образовательных программах учебных заведений;
– разработать систему информационно-методического сопровождения отдельных отраслей, с тем, чтобы хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели) имели возможность получения полноценной информации о приоритетах социально-экономического развития республики, существующих формах господдержки, а также по технологическим аспектам ведения производства с размещением в свободном доступе в сети Интернет.