Надежность, доступность и безопасность

14января

Главные условия развития транспортного комплекса
      От состояния транспортно-дорожного комплекса и эффективности его функционирования во многом зависит социально-экономическое развитие региона.                   Известно, что состояние дорог и вообще их наличие – ахиллесова пята не только нашей республики, но и всего нашего государства. Аксиомой является также то, что слабо развитая дорожная сеть способствует застою экономики в целом.

      Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса обсудили участники круглого стола, прошедшего в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона». Об итогах прошедшего мероприятия мы беседуем с заместителем директора Махачкалинского филиала МАДИ, доктором экономических наук, профессором Магомедом Абидовым.

      – К сожалению, по характеристикам дорог транспортная сеть Дагестана, - сказал он, - занимает далеко не лучшие позиции среди регионов России. Необходимость развития транспортной сети в нашей республике продиктована ее географическим положением, и дорожная сеть рассматривается как своего рода мост, связывающий Россию с государствами Закавказья и Средней Азии.

      - В чем, на ваш взгляд, решение задач в части транспортных услуг, с которыми дагестанцы все чаще сталкиваются?

      - Сегодня нужны эффективный и доступный рынок транспортных перевозок, система, которая обеспечила бы согласованную работу перевозчиков, владельцев подвижного состава. Новые задачи, стоящие перед отраслью, требуют решения многих системных проблем, внедрения новых механизмов привлечения инвестиций. Нужно создавать равные условия для всех перевозчиков, что приведет к здоровой конкуренции и улучшению качества оказываемых населению услуг. Очевидно, что нужны источники финансирования. И здесь следует опираться на механизм государственно-частного партнёрства.

 В Дагестане сегодня несколько учебных заведений выпускают специалистов в сфере транспорта. Но крайне важно, чтобы транспортные предприятия в связке с вузами и колледжами организовывали учебные центры по подготовке востребованных специалистов, разрабатывали учебные программы с учётом запросов работодателя. Отмечу, что именно от уровня профессиональной подготовки, наработанного опыта специалистов прямо зависят надёжность и безопасность транспортного комплекса.

      Безопасность на транспорте, жизнь, здоровье людей – это безусловный приоритет. Особенно это касается наиболее востребованного общественного транспорта. Требования к безопасности должны быть самыми жёсткими. Следует выстраивать взаимосвязанную систему маршрутов, организацию работы пересадочных узлов, чтобы обеспечить надёжность транспортных услуг. Важно обеспечить стабильность тарифов для социально уязвимых слоёв населения прежде всего. Для реализации обозначенных планов нужна согласованная работа представителей государственных органов, бизнеса и научного сообщества.

      - В этой связи хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ситуации, сложившейся на городском общественном транспорте Махачкалы. Каковы причины забастовок водителей маршрутных такси, есть ли серьезные основания для роста цен за проезд?

      - Этот вопрос был одним из ключевых на заседании, проходившем на фоне забастовки. Все участники круглого стола согласны, что эти протестные акции водителей маршруток являются следствием определенного рода попустительства городских властей. Городская власть своей недальновидной политикой поставила пассажироперевозки и весь общественный транспорт в зависимость от частного бизнеса, который, как правило, сначала организует забастовку, потом увеличивает цены на свои услуги. Такой практики нет ни в одной цивилизованной стране, да и во многих крупных российских городах деятельность общественного транспорта контролируется и регулируется государством и при этом дотируется из городского бюджета.

      В настоящее время республика закупила 56 крупных городских автобусов на газомоторном топливе. Надеюсь, они смогут составить достойную конкуренцию частному бизнесу, который в настоящее время контролирует и определяет ситуацию на рынке транспортных услуг города.

      - Учитывая, что вопрос функционирования региональной транспортной системы – одна из фундаментальных задач, стоящих перед республикой в деле привлечения инвестиций, хотелось бы услышать резюме участников круглого стола.

      - Осознавая необходимость обеспечения системных подходов к постановке, осмыслению и поиску решений перспективных проблем развития транспортного комплекса РД, участники приняли обращение к органам государственной власти, предприятиям и организациям транспортного комплекса, научному сообществу республики. В нем указано на необходимость консолидации усилий, направленных на решение вопросов разработки и реализации предложений по созданию современной и эффективной транспортной инфраструктуры республики.

      Для решения этой задачи необходимо в первую очередь разработать и реализовать госпрограмму «Развитие транспортной системы Республики Дагестан». Современная, развитая транспортная инфраструктура позволит нам прежде всего улучшить инвестиционный климат в республике, развивать рыночные отношения и повысить конкурентоспособность региона.

"Дагестанская правда"